Кто может стать автором законодательной инициативы?
— Президент РФ
— Совет Федерации и его члены
— депутаты Госдумы
— Правительство РФ
— законодательные органы субъектов РФ
— Конституционный суд РФ
— Верховный Суд РФ
Что далее?
Поступивший законопроект регистрируется Управлением документационного обеспечения Аппарата ГД в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота ГД.
Одновременно в СОЗД на законопроект заводится электронная регистрационная карта, по которой можно отследить прохождение законопроектом всех этапов.
Затем Председатель ГД направляет поступившие документы в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям.
После этого прошедший проверку документ направляется в Совет Государственной Думы, в состав которого входят:
Председатель ГД, первые заместители Председателя ГД, заместители Председателя ГД, руководители фракций.
Совет может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, но если все в порядке назначаются ответственные за документ (один или два комитета ГД) и включают его в примерную программу работы Госдумы.
Далее основная работа над законопроектом идет в ответственном комитете. При этом для работы над документом могут привлекаться эксперты, представители профессиональных и научных сообществ, могут создаваться различные рабочие группы, в которых ведется анализ предложений по совершенствованию законопроекта, проводиться парламентские слушания, круглые столы и т. д.
После того как ответственный комитет проведет заседание и рекомендует депутатам поддержать или отклонить законопроект, начинается рассмотрение документа на пленарных заседаниях.
В Государственной Думе законопроект проходит три чтения.
Первое чтение
В первом чтении рассматривается концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость, дается оценка соответствия основных его положений Конституции.
Второе чтение
На этом этапе законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок.
В СМИ второе чтение часто называют основным — это связано с тем, что именно в этом чтении законопроект приобретает свой окончательный вид и обсуждается на пленарном заседании особенно подробно.
Третье чтение
В третьем чтении законопроект принимается в целом — допустимы лишь редакционные уточнения.
Рассмотрение в Совете Федерации
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат:
— федеральные конституционные законы;
— законы о поправках в Конституцию;
-финансовые законы;
— законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ;
-законы, касающиеся войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.
Остальные законы, поступившие из ГД, Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать — это будет означать согласие с их принятием.
Подписание закона Президентом
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В течение 14 дней Глава государства подписывает ФЗ и обнародует его.
Если Президент в течение двух недель с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают закон.
Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей от общего числа голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы), он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.